Будь с нами
Исторические фото

Это есть не последний и не первый пленэр

  19.07.2017   20:17
Это есть не последний и не первый пленэр

Конкретно – второй. Год назад «Аргументы недели.Енисей» писали о творческом десанте студентов Санкт-Петербургской академии художеств (№ 37 от 22 сентября, статья «Юный интернационал в Красноярске», которая заканчивалась вопросом-надеждой: «Будем ждать новых встреч?..»).

И встреча состоялась – 28 июня на пресс-презентации итогов Второй международной художественной экспедиции в Сибирь «Мир глазами художников». Когда наши герои знакомились с богатейшей коллекцией созданных в Хакасии этюдов и рисунков Василия Ивановича Сурикова, во дворе Музея-усадьбы его сотрудники с помощью директора другого музея Марии Викторовны Русаковой готовили «быструю экспозицию», или «выставку на траве» петербуржцев с названием «Хакасские этюды». Это было как бы перекличкой великого мастера с одарёнными подмастерьями, приехавшими в Россию, чтобы в стенах ЕГО Академии развить, углубить, огранить свой талант и в ЕГО Сибири увидеть, представить, понять истоки и масштаб творчества. Он жил в этом доме, мальчишкой бегал в этом дворе, в начале ХХ века посадил вот эти берёзы, которые спасительной тенью укрыли сегодняшних «академиков», фотографировавшихся на фоне амбара с флажками своих стран, под флагом Академии, в тёплых курточках с силуэтом Академии на груди...

Может быть, радуя родителей и учителей отличными оценками по рисованию, они ещё в детстве знали имена величайших художников мира. А уж поступая в главный вуз России, наверняка в числе первых называли Василия Сурикова. Без отчества, потому что в их странах другие традиции.

 

Заграница, заграница, там людей... знакомых лица!

Международный социально-культурный Фонд Вячеслава Заренкова «Созидающий мир» финансирует поездки российских художников за рубеж и иностранных живописцев по регионам России, чтобы развивались культурные связи между народами, укреплялись их дружба и сотрудничество. Год назад в рамках этого проекта состоялась поездка в Красноярский край первокурсников Спб АХ Томаса Чарльза Артютона (Великобритания) и Сабины Касерас (Латвия), второкурсницы Раетты-Софии Маунумаа (Финляндия), пятикурсника Маттиаса Чу Ренни (Сингапур) и выпускницы Натальи Бекетовой (Россия). Командовал великолепной пятёркой декан иностранного факультета Академии К.А. Бекетов.

Итоги 10-дневного пленэра в Эвенкии, на Подкаменной Тунгуске, красноярцы могли оценить на выставке в Музее Б.Я. Ряузова и с удовольствием признать, что край попадает в фарватер арт-туризма. Очевидно, те итоги получили отличную оценку и в Академии, и в Фонде Заренкова, картины экспонировались в Центральном выставочном манеже Северной столицы, вышел яркий альбом «Сибирь» – и 2017 год «дал добро» на Хакасию. В разработке нынешнего проекта приняли непосредственное участие председатель Хакасского Союза художников Александр Григорьевич Кобыльцов, владелица Экскурсионного бюро в Красноярске Рената Братчун и, конечно, Константин Бекетов. После Дня России ректор Академии художеств Семён Ильич Михайловский тепло напутствовал на плодотворную творческую работу 13 юных талантов из 11-ти стран мира во главе с деканом инфака.

В ночь на 15 июня помимо перечисленных «бывалых сибиряков» в Красноярск прилетели: Аргон Альперен (Турция), Эльшад Ахмадов (Азербайджан), Ло Си (Китай), Анна-Лена Руфф (Швейцария), Кейто Ямагучи (Япония), россияне Евгений Антипов и Иван Логинов, а ещё представитель сразу двух иных полушарий (Западного и Южного) Кристобаль Макрости (Чили).

Маршрут-2017 лежал на юг, и, памятуя минусовые температуры «подкаменных» ночей-2016, все верили, что мёрзнуть не будут. Но такого июня не ожидал никто! Даже посланцы Сингапура и Чили «от» и «до» изнывали от жары, когда плавился сам воздух. Спасались... работой! – за две недели ребята написали больше 120-ти картин в Хакасии, в Шушенском, на Мане. Посетителей Хакасского национального музея в Абакане, а потом и двух красноярских музеев  впечатлил буйством цвета и света новый взгляд на места древнейшей истории человечества, заставил открыть что-то неизведанное в «шаманских местах»... А пока вернёмся в аэропорт.

 

Этапы большого пути

С корабля на бал, то есть с самолёта на автобус – и утром перед юным интернационалом уже ширилось озеро Шира. После купания сразу за холсты-кисти-краски! И полетели дни... Они были столь насыщены событиями, что время словно схлопнулось в один-единственный день. Радиальные поездки из посёлка Жемчужного, поход по тропе предков вдоль крутых берегов Белого Июса, и целый день – пленэр в Сундуках. Об этом мистическом, священном месте существует масса легенд, его исследуют археологи и другие учёные, его обожают туристы, активно заглядывавшие из-за спины художников на рождение этюдов. Известен петроглиф «Белая лошадь» на одном из «сундуков», который высек первобытный «коллега» 16 тысяч лет назад, и когда Наталья Бекетова запечатлела Первый сундук, она поместила у подножья живого белого коня (с натуры?).

С высоты древнехакасской крепости Тарпиг на все стороны горизонта можно было созерцать обширные степи, долину Июса и менгиры-менгиры-менгиры, которые оказались на всех холстах, но одинаковых – не оказалось! Менгиры называют каменными бабами... А тут ребята словно раскрыли глаза на живых, отзывчивых женщин и мужчин, прислушивающихся к любому пожеланию, предлагающих любую помощь, – и стали рождаться портреты. График Ло Си увековечил красавицу-коллегу Кейто из Страны Восходящего Солнца и Игоря Сабурова – водителя прикреплённого к команде автобуса, Наталья Бекетова выразила на холсте благодарность сопровождавшему их гиду и написала замечательные «Посиделки», где изобразила одетых в национальные костюмы... себя и свою бабушку (автопортрет). И наброски запечатлённых на бумаге местных жителей, врача команды Тамары ПрохоровойРенаты Братчун, может быть, тоже станут портретами.

 

С Пика испытаний – в Шушенское, в Абакан, в Красноярск!

Пиком испытаний Константин Анатольевич назвал Салбыкский курган. 39 градусов в тени, а где её взять – тень – в степи?! По свидетельству охранника, солнце жарило на все 60, «нещадно палило холсты и тела» – сказал кто-то. Но и в этом адовом пекле каждый написал минимум один этюд.

Потом стало легче. Шушенское, история и современность, кабак с бочонком виртуального вина и кондиционеры! Абакан, краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова, где сотрудники с готовностью позировали ребятам, а назавтра уже любовались своими портретами на выставке. (Ло Си определил, как много общего у Китая с древней Хакасией. Ну да, тагарская культура...)

Потом был Жержул, Мана и трёхдневный сплав на плоту. Это просто праздник какой-то (если не считать комаров, мошку и гнус. Клещей уже бросили бояться!). Купались, писали этюды – и когда красавица-река несла их к Енисею, и когда разбивали палатку на берегу. О таёжной бане ребята будут взахлёб рассказывать всем и везде. Во всяком случае, в суриковском дворике о ней вспомнили. А в Музее Бориса Ряузова присутствующие получили неожиданный, прекрасный подарок – каждый иностранец рассказал о художниках своей страны с показом их произведений на большом экране. Рассказывали на русском, почти все очень прилично знают язык. Только англичанина Томаса переводила латышка Сабина да турка Аргона – азербайджанец Эльшад...

Выставку «Хакасские этюды» до конца июля ещё можно увидеть в Музее Б.Я. Ряузова, потом она улетит в Санкт-Петербург.

А мы? А мы будем ждать Третью международную экспедицию «Мир глазами художников».

 

Софья Григорьева,

Фото К.А.Бекетов

 

Цитаты из авторских комментариев к картинам

 

Реетта-София Маунумаа «Мне хотелось захватить побольше неба»

Аргон Альперен «Меня вдохновила огромная местность, где было много огромных камней»

Томас Чарльз Артютон «Было сложно писать красоту природы, так как свет постоянно менялся»

Эльшад Ахмадов «В шушенских дебрях очень много зелени. Я хотел передать эту красоту в полном объёме»

Сабина Касерес «Как только я увидела дверь тюрьмы в Шушенском, сразу решила перенести её на холст»

Кристобаль Макрости «Когда все писали природу, я увидел прекрасную деревушку и выбрал этот сюжет»

Иван Логинов «На одном из «сундуков» мне открылся необыкновенный вид на озеро. Я не мог не запечатлеть это».

Маттиас Чуо Ренни «Тропа предков источает силу даже на холсте»

Евгений Антипов «Меня вдохновил этот двор. Я хотел передать этнический быт»

Анна-Лена Руфф «Я просто не могла не увековечить на холсте бескрайнюю красоту Хакасии»

Наталья Бекетова «В картине «На крылечке» мне хотелось отобразить некую связь между поколениями»

Ло Си «Я хотел составить полную композицию из портретов друзей. В Красноярск удалось привезти только портрет моей хорошей подруги Кейто».

 

Источник: http://sibargument.ru/news/1395_yeto-est-ne-posledniyi-i-ne-perviyi-plenyr.html


Форум


Просмотров: 2672
Коментариев: 0


Имя (Псевдоним):     E-Mail:  
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:  
Рекомендуем

ЖД Билеты
покупка железнодорожных
билетов
Покупка авиабилетов
любые направления, самые выгодные предложения
Бронирование отелей
отели по всему миру, любого уровня

Нужен ли Красноярску крематорий?
   Не нужен, это не наш ритуал.
   Не уверен, но возможность кремации необходима.
   Очень нужен, это цивилизованный способ погребения.
   Не могу определиться, доверяю мнению большинства.