Карта рассрочки Халва RU CPS
Будь с нами
Исторические фото

Оркестр, оркестр, да здравствует оркестр!

  12.04.2017   19:03
Оркестр, оркестр, да здравствует оркестр!

Оркестр, оркестр, да здравствует оркестр!

 

«Сорок лет – это молодость старости», – написал поэт Борис Слуцкий. А после в разговоре добавил: «Сорок лет – это старость молодости»... Речь там шла, конечно, о человеческом возрасте. А вот красноярцы 7 апреля отметили 40-летие своего Академического Симфонического Оркестра. И он звучал точно по-молодому!

Словом «орхестра» в Древней Греции называли возвышение, на котором сидели сопровождавшие трагедию музыканты, «симфония» переводится с греческого как «совместное звучание», а звание «Академический» означает мировое признание. Можно вспомнить, что в Новосибирске Русский Симфонический возник на полвека раньше нашего, а высокое звание получил лишь в 2005 году (Красноярский – в 1993-м!). Старшее поколение красноярцев помнит девиз «Превратим Сибирь в край высокой культуры!» Злые языки тогда шутили – «...в краешек высокой культуры», но в городе на Енисее был открыт Театр Оперы и Балета, создан Институт искусств, призванный готовить кадры для творческих коллективов, реконструирован и превращён в Органный зал костёл, а за пять лет до него уже действовал (правда, скитаясь по разным адресам – Дома культуры, клубы предприятий, «колодец» университета, школы...) наш Симфонический. Всё это бесспорно помогло сибирскому городу избавиться от имиджа провинциальности, но... было непросто. «В 1979 году на концерте в ДК им. 1 мая в зале было всего 13 человек...» (из юбилейного альбома КАСО). Теперь о том случае можно сказать поговоркой: «Это было давно и неправда!»

Вот Благовещенье 7.04.2017 не всем принесло благую весть – некоторые слышали из окошка филармонической кассы неблагую: «Билетов нет!» Зато те, кому достался желанный билетик, получили огромное удовольствие – с первых же слов очаровательной ведущей Юлии Поздняковой, которая от имени губернатора Виктора Толоконского поздравила благородное собрание с юбилеем.

Вдохновляла сама атмосфера Транссибирского Арт-Фестиваля. Он прибыл на станцию Красноярск 21 марта, познакомил сибиряков с французским кинодокументалистом Бруно Монсежоном, осчастливил встречей с «Виртуозами Москвы» и Владимиром Спиваковым, показал, как может играть «маленький трубач» (особенно если их в концерте целых три!) и порадовал новым свиданием со старым другом – организатором фестиваля, блистательным скрипачом Вадимом Репиным. На прощальном вечере Вадим солировал в Концерте для скрипки с оркестром великого финна Яна Сибелиуса. Не менее оглушительные аплодисменты заслужили симфоническая поэма немецкого романтика Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и Симфония №3 его земляка Иоганнеса Брамса. Статистика «браво» и «бис» – примерно фифти-фифти... Публика аплодировала стоя – и именитому «пассажиру ТрансСиба», и встречавшим его «оседлым» оркестрантам, и «начальнику вокзала» – дирижёру Владимиру Ланде.

В антракте Вадим Репин, вручая талантливым юным музыкантам – учащимся красноярских музыкальных школ и школ искусств новые струны для скрипок и виолончелей, сказал: «Я помню своё детство. Для меня в 80-е годы получить такой подарок было выше всяких мечтаний. Это очень важно – иметь правильные струны на инструментах!» Два мальчика и четыре девочик наверняка не забудут это событие до конца своих дней и будут как зеницу ока беречь подаренные струны. Пока же на собственных скрипках Елизавета Казимир и Лейла Бабаева, волнуясь, сыграли для маэстро Первый концерт Антонио Вивальди. Фойе приняло их выступление с восторгом.

А на ширме, посвящённой Арт-Фестивалю, был изображён символический паровоз под парАми. Оказывается, уже 8 апреля и Вадим, и Владимир, и все сто с лишним наших юбиляров выступают в рамках фестиваля в Большом зале филармонии им. Д.Д.Шостаковича в Санкт-Петербурге. Мда... на поезде за 28 часов (сутки + разница часовых поясов) там не оказаться! Только самолёт... Но это самолёт в будущее. А по случаю юбилея оркестра, сопровождавшего выступления очень многих звёзд, уместнее отправиться в прошлое...

 

История КАСО

1976 год. Первый секретарь краевого комитета КПСС П.С.Федирко уже «дожал» Москву. В Красноярск прилетает выпускник Ленинградской консерватории с ласковой фамилией Свойский. Концертных залов нет, набор инструментов скуден, оркестрантов «кот наплакал»... Но уже приехал из Ростова-на-Дону Игорь Флейшер, и 4 и 5 апреля 1977-го в помещении драмтеатра, обитом фанерой (чтобы улучшить акустику!), уже звучат Глинка и Бетховен, а в Первом концерте для фортепиано с оркестром Чайковского солирует Алексей Наседкин, известный любителям со времён его вундеркиндства. На бис – «Праздничная увертюра» Шостаковича. Это был ПРАЗДНИК!

И счастье, что в Красноярск по поручению ЦТ, Всесоюзного радио и столичного журнала приезжает Иван Всеволодович Шпиллер. Торжества по случаю 350-летия города идут уже по мановению его дирижёрской палочки. Четверть века с Шпиллером – золотые годы оркестра! И пусть не великая любовь к Сибири приводит сюда выпускников консерваторий из разных городов, а «квартирный вопрос», но так или иначе складывается замечательный коллектив. Строительство Большого и Малого концертных залов, обширный репертуар, выступления с оркестром Игоря Ойстраха, Виктора Третьякова, Михаила Плетнёва и др.(включая зарубежных дирижёров и исполнителей), зажигательные лекции Евгения Лозинского, а главное преданность Шпиллера своей миссии делают из молодых красноярцев истинных меломанов. Как написано в юбилейном буклете: «Значительная часть сегодняшних слушателей концертов – выпускники университета и уже их дети и внуки». И там же горестное: «В середине 90-х на фоне общего кризиса в стране оркестр стал испытывать трудности с финансированием, потому «шпиллеровская эпоха» памятна красноярцам не только успехами и победами, но и проблемами».

В 1996 году Иван Всеволодович покидает город на Енисее. Не навсегда! Спустя три года он уступил просьбам Александра Лебедя. Это была трогательная дружба! С подачи генерала наш оркестр триумфально выступил в Колонном зале Дома Союзов, состоялись гастрольные поездки в Ближнее и Дальнее Зарубежье, в апреле 2002-го Александр Иванович лично вёл концерт по поводу 25-летнего юбилея шпиллеровского детища, на который из Москвы прилетел – порадоваться плодам своей деятельности на посту Первого – Павел Стефанович Федирко.

Через несколько дней Лебедь погиб... В 2003-м ушёл из жизни Шпиллер.

Десять лет «под Кадиным» оркестранты вспоминают, как мне показалось, без восторга. Хотя газета «Горячая пресса филармонии» в первом номере 2017-го свидетельствует: «В этот период расширился репертуар, регулярными стали премьеры редко или впервые исполняемых в Красноярске произведений, просветительская деятельность пополнилась образовательными программами для молодёжи и благотворительными концертами...»

А дальше с явным оптимизмом: «В 2015 году за дирижёрский пульт встал Владимир Ланде (США). Маэстро открыл новую страницу в истории коллектива».

Я присутствовала на награждении музыкантов, проработавших в оркестре более 15 лет. На мой вопрос, что он значит для них, отвечали по-разному, но суть одна: «Кусок жизни, огромный и самый лучший!» Директор Филармонии Юлия Ивановна Кулакова брала с высоченной стопки одно за другим Благодарственные письма, поздравляла («спасибо», то есть «Merсi», значилось на коробке конфет) и просила вовремя собрать чемодан и не опоздать на самолёт. Завтра – Санкт-Петербург, потом Новгород, Псков и...

Высокого полёта, Красноярский Академический Симфонический Оркестр!

 

Софья Григорьева


Тотем


Просмотров: 1080
Коментариев: 0


Имя (Псевдоним):     E-Mail:  
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:  
AAA 
Рекомендуем

В воздухе повеяло красотой...
В воздухе повеяло красотой...
Телеканал «Центр Красноярск» подписал соглашение с фестивалем «Миссис Сибирь Интернациональная 2018»
ЖД Билеты
покупка железнодорожных
билетов
Покупка авиабилетов
любые направления, самые выгодные предложения
Бронирование отелей
отели по всему миру, любого уровня

Нужен ли Красноярску крематорий?
   Не нужен, это не наш ритуал.
   Не уверен, но возможность кремации необходима.
   Очень нужен, это цивилизованный способ погребения.
   Не могу определиться, доверяю мнению большинства.