Будь с нами
Исторические фото

Поцелованный Богом, равный Богу!

  07.05.2019   19:07
Поцелованный Богом, равный Богу!

Поцелованный Богом, равный Богу!

Михаил в переводе с древнееврейского языка означает «равный Богу». В судьбе Михаила Семёновича Годенко таких символических знаков немало. Родился он 1 мая – в День международной солидарности трудящихся. Украинец – стал гражданином России и одарил своим творчеством весь земной шар. Даты его жизни рифмуются на немецком и английском: айн-найн-айн-найн – айн-найн- найн-айн (1919-1991). Масштаб его личности колоссален, деятельность поистине олицетворяла эпоху! Он – Человек Мира!

Награждённому медалями Великой Отечественной войны «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и «За победу над Германией» Михаилу Годенко  в мирное время с восторгом сдавались шесть с лишним десятков столиц и государств. То, что на каких-то материках не слыхали о Красноярске (это в советские времена был закрытый город), не странно, но случалось, там не знали даже о существовании СССР! Зато после феерических выступлений годенковского Ансамбля танца Сибири «белые пятна» обретали яркие цвета, и все континенты (исключая разве что Антарктиду) становились его поклонниками. Билеты на эти представления нередко раскупались за полгода вперёд. Чтобы попасть на концерт, люди преодолевали сотни миль – и были счастливы попасть в плен улыбчивых лихих сибиряков и нежных сибирячек голливудского стандарта. Сочетание классического, народно-характерного и фольклорного танца внушало веру в духовную красоту и героику будней советской молодёжи. Посол СССР в США Анатолий Добрынин на званом ужине после гастролей-73 признавался: «Ребята, спасибо вам! Вы открыли глаза американской публике. То, что вы сделали, нам бы за 5-6 лет не суметь». Неплохой вклад в мирное сосуществование стран и народов, не правда ли? А попутно – в продвижение родного Красноярья!

Вековой юбилей создателя и вдохновителя прославленного коллектива проходил в столице края под патронатом Губернатора. Четыре «околопервомайских» дня город на Енисее широко праздновал 100-летие со дня рождения Михаила Семёновича Годенко. Он стал красноярцем в 44 года, но стал – навсегда! Его детищу исполняется нынче 56 лет, а оно по-прежнему такое же юное, озорное, оптимистичное, потому что бесперебойно подпитывается «свежей кровью». То есть выпускниками Хореографического колледжа, который открылся в нашем городе (по инициативе, конечно же, М.С. Годенко) в далёком уже 1977 году. Нынче попасть в легендарный КГААТС посчастливилось 20-ти вчерашним студентам, которые учились у звёзд Ансамбля и жадно расспрашивали их о том, как всё начиналось.

Как всё начиналось 

А начиналось с того, что заслуженного деятеля искусств РСФСР М.С. Годенко пригласили возглавить существовавший с 1960 года Красноярский ансамбль танца народов Сибири. Михаил Семёнович согласился на это с радостью, а вот Нина Александровна Казимирова поначалу упрямилась. Но как верная спутница жизни она вскоре смирилась, сменила комфорт Ленинграда на знакомые места (поженились-то они в Норильске и в Красноярской музкомедии поработали) и стала незаменимой помощницей мужа. Тот искал своих танцоров по всей стране, выбирал лучших из лучших, а потом уже к нему со всей страны потянулись артисты – и профессионалы, и таланты художественной самодеятельности. Шеф, как называли его подчинённые, обожал импровизацию. «Участвуйте, действуйте, предлагайте!» – говорил он, и когда ребята показывали какие-то движения или комбинации – с благодарностью принимал некоторые идеи, вспышки озарения и подсказки интуиции. Итог? Годенковцы стадионы покоряли! А репетировали даже в поездах – от Москвы до Владивостока неделя пути, потом самолёт – в Петропавловск-Камчатский, Анадырь, Южносахалинск... Но прежде охватили, конечно, города и веси Красноярского края. Танцы народностей, живущих в нём, а также в республиках Советского Союза, становились источником новых концепций. 

Горделивым резюме: «Олимпиаду-80 ещё никому не удалось переплюнуть!» помнятся миру торжественные церемонии открытия и закрытия XXII Олимпийских Игр в Москве. В организации их участвовали и красноярцы – главный хореограф-постановщик М.С.Годенко с «золотым составом» своего Ансамбля и создатель невероятных гимнастических снарядов В.М.Абалаков. Улетающий ласковый Миша, поле, превращённое в огромную площадь для русских народных гуляний – с хороводами, плясками, залихватскими гармошками и балалайками – это действительно незабываемо, и это – бесспорная заслуга Мастера с берегов Енисея!

Художник по свету «первого призыва» Анатолий Криволапов вспоминает: «На нашем концерте в зале Чайковского я лично видел, как Игорь Моисеев плакал от восторга!» Известен чудный диалог очарованного красноярскими танцорами великого актёра Иннокентия Смоктуновского с Михаилом Годенко: «Ну почему же ты, Миша, в Норильске не организовал такой ансамбль?» «А что ты, Смоктун, раньше не сыграл своего Гамлета?» – парировал знаменитый хореограф... Впрочем,  слово «знаменитый» применительно к себе он не любил. Отказался позировать для портрета, был против того, чтобы с него лепили скульптуру, и когда в Красноярске ему, бесприютному, дали ключи и ордер на квартиру, предпочёл остаться в гостинице, осчастливив остро нуждавшуюся в жилье семью своих артистов.

Мне довелось познакомиться с Ольгой и Анатолием Ереметовыми («Позывные Ерёма» – улыбнулся глава семейства), которые пришли в Ансамбль в 1967-м, а в прошлом году отметили Золотую свадьбу. Ольга Николаевна и сейчас тоненькая, лёгкая, белокурая, и у обоих масса тёплых воспоминаний об их гастрольно-танцевальной жизни. Вспомнили шутку: «Вчера в Красноярск на кратковременные гастроли прибыл Ансамбль танца Сибири».  Да, возвращаться домой им случалось нечасто – всё турне, гастроли, кремлёвские концерты... Ни одно серьёзное торжество в стране не проходило без участия Ансамбля танца Сибири.

И печально незабываем последний из полутора сотен шедевров номер, воплощённый при  жизни Михаила Семёновича, – «Танец со свечами». Артистов тогда охватило горькое предчувствие, которое, к несчастью, сбылось. Этот танец стал заключительным и на концерте в БКЗ, которым 2 мая завершились нынешние юбилейные торжества. «Вечерний звон, вечерний звон... Как много дум наводит он!..»

Как много дум наводит он...

1 мая в нашем крае «перехлестнулись» два юбилея – Астафьева и Годенко. Каждый – Личность, каждый создал свою «Сибириаду». И Красноярск словно бы разделился «на пишущих и пляшущих». Одни очарованы искусством речи, другие – искусством движения. Писатель создаёт свои произведения из слов, хореограф – из зрительных образов. Почитатели таланта Виктора Петровича читают в мире его книги на 22-х языках. Почитателям Михаила Семёновича перевод не требуется. А мы, безмерно благодарные выдающимся своим землякам, кланяемся обоим и обещаем помнить. Пройдёт ещё 100-105 лет... И в 2119 году будут выбегать на сцену юные артисты Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири, и в 2124-м будет выходить из печати «Последний поклон». Может быть, не в виде сброшюрованных бумажных листов в картонном переплёте, а в виде... Впрочем, не буду фантазировать, за прогрессом не угнаться. Жаль только, жить в эту пору прекрасную... Увы!

Софья Григорьева 


Форум


Просмотров: 6360
Коментариев: 0


Имя (Псевдоним):     E-Mail:  
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:  
Рекомендуем

ЖД Билеты
покупка железнодорожных
билетов
Покупка авиабилетов
любые направления, самые выгодные предложения
Бронирование отелей
отели по всему миру, любого уровня

Нужен ли Красноярску крематорий?
   Не нужен, это не наш ритуал.
   Не уверен, но возможность кремации необходима.
   Очень нужен, это цивилизованный способ погребения.
   Не могу определиться, доверяю мнению большинства.